Светлота (lightness) не зависит от свойств самого света, -- это не только семантический парадокс, но и обстоятельство, сильно усложняющее всю проблему восприятия серых (нейтральных) тонов.
Допустим, мы держим в руках белый лист бумаги с черным шрифтом прямо на солнечном свету. Измеряем отраженный черной краской поток света фотометром, запоминаем это значение. Затем входим в помещение с окном, смотрящим, скажем, в плотный сад. В комнате будет достаточно светло, мы по прежнему видим точно тот же черный текст на белой бумаге. Но измерение фотометром покажет, что белая бумага отражает сейчас меньше света, чем черный текст на солнечном свету. Тем не менее, бумага выглядит белой.
Восприятие светлоты очень точно коррелирует с отражательной способностью поверхности, но не с самим освещающим светом и не с отраженным светом. Фотометр совершенно необходим в фотографии, но почти бесполезен для выяснения светлоты. Человеческое зрение игнорирует освещение и иные условия просмотра и оценивает только отражающую способность. Если бы человеческое зрение только измеряло отраженный свет, подобно экспонометру фотоаппарата, то не существовало бы никакого способа различить белую бумагу на ярком солнечном свету и в затененой комнате. Однако такая способность есть и называется она константность восприятия нейтральных цветов (lightness constancy — для поиска в Google).
Судить об отражательной способности по определению возможно только в сравнении с пробным телом. Таким образом, в восприятие нейтральных цветов оказывается вовлечены пространственные отношения.
квадратики внутри совершенно однородны?
В этой таблице из цветных квадратиков можно видеть один из вариантов Craik-O’Brien-Cornsweet Effect. В средней части верхней и нижней половинки таблицы видно, что синие квадратики, постепенно переходящие в зеленые, неравномерно окрашены. Однако если вы исследуете этот файл в графической программе, то найдете, что квадратики совершенно однородны. Это демонстрирует одну из хорошо известных особенностей нашего зрения -- очень сильный ответ на стимуляцию границей двух цветов и совсем слабый ответ в других, не краевых и равномерных участках изображения. Подобные вещи иногда рассматривают как иллюзию, ошибку нашего зрения, однако многие замечают, что без подобных "ошибок" нам не получить жизненной информации в этом мире. Чтобы удержать свойства, присущие предметам на местах при смене освещения, прозрачности среды, геометрических искажениях, зрение должно учитывать пространство, которое распознается границами предметов. Здесь важен не равномерный градиент освещенности, а перепады светлоты.
Следующий пример: An illusion by Vasarely
a) b)
На рисунке а) видна сияющая «Х» вдоль диагоналей квадрата. Однако углы из ленточных квадратов нисколько не светлее их прямых плеч. Вы можете скопировать файл рисунка и поместить ее в графический редактор -- никаких объективных причин для появления "сияющей X" обнаружить не удастся. На рисунке б) показан тот же узор из ленточных квадратов, которые еще не сомкнулись и потому эффект выражен слабее.
............ У-у-у, здесь много чего еще писать .......... :0) ..........
Reference:
1. Adelson, E.H. Lightness Perception and Lightness Illusions.
2.